Возврат
Возврат оплаты по интернет-эквайрингу
Процедура возврата денег за товар, оплаченный картой в рамках торгового эквайринга проста и понятна. Она регламентируется Письмом Центробанка РФ №112-Т от 1 августа 2011 года. Положения этого документа можно применить и к интернет-эквайрингу.
Исходя из письма ЦБ, положений НК РФ и Закона о защите прав потребителей, процедура возврата товара, оплаченного картой (не важно, через терминал в торговой точке, или через сайт организации), происходит по следующим правилам:
- вернуть денежные средства можно только на ту карту, с которой они были списаны;
- если предъявление покупателем банковской карты, использовавшейся в операции, невозможно (была утеряна, закрыта и т.д.), порядок действий определяется внутренними положениями банка-эквайера;
- покупатель получает затраченную им сумму в полном объеме, а если оплата производилась с кредитки, то и компенсацию расходов, связанных с обслуживание кредита;
- возможность возврата продавцу комиссионных за операцию продажи определяется имеющимся у него договором с банком-эквайером.
По закону на обработку операции возврата отводится до 30 дней. Но обычно банки стараются зачислить покупателю затраченные им денежные средства сразу в день обращения (в крайнем случае, в течение 3-5 рабочих дней).
Важно! Возврат может быть как полным, так и частичным – когда из чека на несколько позиций покупатель хочет вернуть только один товар.
Процедура возврата средств
Возврат денег, полученных продавцом в рамках торгового эквайринга, производится по следующему алгоритму:
- Продавец получает от покупателя заявление на возврат;
- Проводится рассмотрение документов (может занимать до 3 дней);
- Документы передаются в банк-эквайер;
- Банк рассматривает запрос и перечисляет средства покупателю (в срок до 30 дней).
Возврат по интернет-эквайрингу производится сходным образом. Единственное отличие состоит в необходимом для процедуры пакете документов.
В базовом варианте (т.е., в случае с торговым эквайрингом) от покупателя требуется:
- паспорт;
- чек, подтверждающий оплату покупки (не обязателен);
- письменное заявление на возврат;
- карта, с которой была проведена оплата.
При возврате предоплаченного заказа товаров или услуг, сделанных по интернету, такого набора бумаг не потребуется. Основанием для начала процесса будет выступать сам факт отказа клиента от товара/услуги, зафиксированный в кабинете интернет-магазина. Паспорт покупателя также не понадобится – подтверждением его личности будет выступать вход в аккаунт веб-магазина, через который был свершен и оплачен заказ.
Требования к покупателю
В случае с торговым эквайрингом, подать заявление на возврат может только владелец карточки, с которой выполнялась оплата покупки. Кто фактически приобретал товар или услугу, в этом случае не имеет значения.
Важно! Подавать заявление на возврат, согласно действующему законодательству, можно не позднее чем через 14 дней после совершения покупки.
При обращении в торговую точку, хозяин карты должен предъявить определенный пакет документов:
- паспорт;
- саму банковскую карту;
- чек о покупке;
- письменное заявление.
В случае с интернет-эквайрингом все несколько проще. Если предприниматель использует для совершения продаж полноценный интернет-магазин, все, что необходимо от покупателя – это вовремя отменить предоплаченный заказ. При этом, действовать нужно из того же профиля, из которого этот заказ был создан. Больше никаких строгих требований к покупателю нет.
Возврат/обмен товара
Если по каким-либо причинам Вы решили отказаться от приобретенного товара, то, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (для юридических лиц – согласно Гражданскому Кодексу РФ) возврат товара возможен при соблюдении следующих условий:
Возврат товара надлежащего качества.
- Клиент вправе отказаться от заказанного Товара в любое время до его получения, а после получения Товара - в течение 7 (семи) дней, не считая дня покупки.
- Возврат Товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного Товара.
- Клиент не вправе отказаться от Товара, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный Товар может быть использован исключительно приобретающим его Клиентом.
- При отказе Клиента от Товара надлежащего качества Продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Возврат товара ненадлежащего качества
Под товаром ненадлежащего качества подразумевается товар, не способный обеспечить свои функциональные качества из-за существенного недостатка (с наличием дефектов/брака).
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору заявить любое из нижеперечисленных требований:
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
- вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При возврате технически сложного товара ненадлежащего качества (перечень таких товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров») Покупатель имеет право потребовать:
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Все вышеперечисленные требования по возврату товара ненадлежащего качества могут быть предъявлены в следующие сроки:
- На товар установлен гарантийный срок — в течение всего гарантийного срока;
- На товар не установлен гарантийный срок — в течение разумного срока, но не более 2 лет.
Интернет-магазин вправе отказать в обмене или возврате товара, если сочтет, что обнаруженный существенный недостаток является следствием неправильной эксплуатации товара.
В случае возникновения разногласий по качеству или причинам возникновения недостатков, Интернет-магазин вправе провести независимую экспертизу за свой счет. Покупатель может участвовать в экспертизе и оспорить ее решение в суде. Если в результате экспертизы установлено, что недостатки товара возникли по вине Покупателя, то Покупатель обязан возместить Интернет-магазину стоимость экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку и хранение товара.